Производственное объединение "ЭНЕРГОЖЕЛЕЗОБЕТОНИНВЕСТ"

Проектирование больших переходов через водные преграды

  Воздушные линии (ВЛ) электропередачи высокого напряжения часто пересекают реки, протоки, проливы. В местах пересечений возникает необходимость сооружения специальных переходов.

  В России за последние 20 лет сооружено примерно 70 больших переходов. Наибольшее число переходов сооружено для ВЛ 110 и 220 кВ — по 35 — 38%, а для ВЛ 35 и 500 кВ — по 8 — 10%.

Примеры больших переходов через водные преграды:

  •  • Переход ВЛ 500 кВ ПС Южная – ПС Трубная через р.Волга с применением опор типа “Рюмка” высотой 110м. Заказчик ОАО МЭС Волги, 1985г.;
  •  • переход ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС – ПС Хабаровская через реку Амур и Амурскую протоку протяженностью более 4 км с установкой 9 опор до 200м, фундаменты: буронабивные сваи длиной 40м с монолитным ростверком из заполненных бетоном стальных труб. Заказчик ОАО МЭС Востока, 2002 г.;
  •  • переход ВЛ 500 кВ через Амударью протяженностью более 2 километров с применением плоскошарнирных опор высотой 120 метров; фундаменты: монолитные железобетонные индивидуального изготовления; заказчик ОАО Туркменэнерго, 1990г.
  •  • реконструкция специального перехода ВЛ 1500 кВ Экибастуз – Центр через реку Волга для использования при строительстве ВЛ 500 кВ Балаковская АЭС – ПС Курдюм; фундаменты: сборные железобетонные индивидуального изготовления с металлическим ригелем; заказчик ОАО МЭС Волги, 2005г
  •  • переходы ВЛ 110 кВ, 220 кВ через северные реки на А-образных «качающихся» опорах; фундаменты: монолитные железобетонные индивидуального изготовления;

Специальные переходы ВЛ через водные преграды с применением проводов нового поколения:

Двухцепный переход ВЛ 220 кВ через Камское водохранилище.

Специальные переходы
  •   В 2009 году при проектировании двухцепного перехода ВЛ 220 кВ Пермская ГРЭС — Соболи через Камское водохранилище был впервые применен высокотемпературный провод общей протяжённостью 2080 метров.
  •   На этапе разработки основных технических решений было рассмотрено два варианта выполнения перехода.
  •   Первый — с использованием сталеалюминиевого провода марки АС 500/336. При заданных климатических условиях (II район по ветру, III район по гололёду) оптимальной была выбрана схема перехода К-А-А-К с применением трубчатых опор индивидуальной разработки АТ 133 и концевых опор К330-2+5К. Высота опоры АТ 133 составляет 154 м, высота до нижней траверсы — 133 м. Тросы — ОКГТ и С300.
  •   Второй вариант предполагал использование высокотемпературного провода ACS 521-A20SA производства компании Lumpi-Berndorf (Австрия), что позволило выполнить переход по схеме К-П-П-К с применением опор ПП330-2/79,5 из уголкового и листового проката и концевых опор К330-2+5К. Высота опоры ПП330-2/79,5 составляет 106 м, высота до нижней траверсы — 79,5 м. Тросы — Stalum 510 2C и ACS 521-A20SA.
  •   Для закрепления опор перехода были разработаны монолитные железобетонные фундаменты индивидуального изготовления. Для закрепления переходных опор на левом и правом берегах Камского водохранилища применялись монолитные фундаменты одинаковой конструкции по четыре фундамента под каждую переходную опору и по два — под каждую стойку концевых опор. Каждый фундамент представляет собой монолитную железобетонную столбчатую трёхступенчатую конструкцию, габаритные размеры фундамента переходной опоры — 7,2х7,2х4,8 м. Для устройства котлована на высоком берегу под щебёночную подготовку монолитных фундаментов использовался нетканый геотекстильный материал, укладываемый на грунт основания, — мягкопластичный суглинок для предотвращения вымывания щебня.
Специальные переходы
    • При расчёте сметной стоимости строительства перехода ВЛ через Камское водохранилище получены следующие результаты при использовании:
    •  • сталеалюминиевого провода — сметная стоимость строительства в ценах 2009 года составляет 192,70 млн руб.;
    •  • при использовании высокотемпературного провода — 159,2 млн руб.
Применение высокотемпературного провода позволило уменьшить высоту опоры перехода на 50 метров, снизить её массу с 410 до 155 т и сократить сметную стоимость строительства на 17% по сравнению с применением провода АС.

Переход ВЛ 220 кВ через р. Печора.

Специальные переходы
  •  В 2009 г. для перехода ВЛ 220 кВ Печорская ГРЭС — Ухта — Микунь через р. Печора были разработаны переходные опоры из труб и фундаменты к ним из винтовых свай с металлическими ростверками и насыпной банкеткой. Применение высокотемпературного провода ACS 548-A20SA позволило уменьшить высоту переходных опор со 115 до 78 м, снизить массу каждой опоры перехода с 186 до 135 т, что привело к сокращению сметной стоимости строительства на 15% по сравнению с применением провода АС.

Специальные переходы ВЛ через водные преграды с применением проводов нового поколения.

Специальные переходы
  •  В 2011 году на спецпереходе ВЛ Балаково 1,2 через р. Волга (четыре одноцепных и один двухцепный) применение высокотемпературного провода ACS 521-A20SA позволило уменьшить высоту переходных опор со 165 до 125 м, сметная стоимость строительства была сокращена на 14%. Для различных грунтовых условий на правом и левом берегах р. Волга, а также острова Пустынный были разработаны сборные железобетонные фундаменты из элементов заводского изготовления и фундаменты из винтовых свай с монолитным ростверком.

Переходы ВЛ 500 кВ через реки Обь и Васюган.

Специальные переходы
  • В 2012 г. для большого перехода ВЛ 500 кВ Советско — Соснинская — Парабель через р. Обь применение высокотемпературного провода TACSR/ACS 146-TAL/519-A20SA позволило уменьшить высоту переходных опор с 220 до 180 м. Разработанные опоры были закреплены в условиях болота с помощью монолитных железобетонных фундаментов с установкой межфундаментного ригеля из труб и выполнением защиты от ледохода.

Заказать звонок

Мы перезвоним вам в течение 15 минут после заполнения формы (в часы работы нашего колл-центра).